Бринер-Корнакова Екатерина Ивановна

(10.06.1895 - 15.08.1956)

«Корнакова, Катя Корнакова,
Слышу крик монгольского орла, -
И летит из лука из тугого
Дикая монгольская стрела!

Кто-то (пропущено) озорной
К нам сюда, на пыльные паркеты,
Бешеной швырнул тебя рукой.

И лихим безумным метеором
Ты неслась с безумием в очах
По пустым по ледяным просторам
В мировых безумных сквозняках."

       Эти слова Корнея Чуковского обращенные в его альманахе «Чукоккала» о «мировых безумных сквозняках»  Екатерине Корнаковой оказались пророческими.
       Екатерина Ивановна Корнакова, вторая жена Бориса Юльевича Бринера, родилась 10 июня 1895 г. в Кяхте.
       Отец Катерины (Она не любила своего полного имени, поэтому просила всех и всегда себя называть именно так), купец Иван Иокинфович Корнаков (1863 – 1921), в свое время, помогал Пржевальскому, Козлову и Обручеву в организации исследовательских экспедиций.  Мать Августа Дмитриевна Синицина (1865-1940) – фольклорист, этнограф, была удостоена серебряной медали Русского Географического Общества. Родная сестра матери Александра Дмитриевна была женой  одного из самых крупных во Владивостоке купцов и предпринимателей Михаила Григорьевича Шевелева.
       Семья Корнаковых сначала жила в Кяхте, затем в Монголии. В Кяхте любители сценического искусства собирались у Синициных. Среди участников спектаклей были и родители Катерины.
       Актерское дарование Катерины проявилось, когда она жила в имении своих родственников Янковских в Сидеми. Жена хозяина имения Маргарита Михайловна Янковская очень увлеченная, талантливая женщина, написала пьесу «Мечта поэта» и поставила ее в домашнем театре. В пьесе участвовали и сами Янковские, и их ближайшие друзья и родственники Бринеры, которые жили по соседству. А Кате Корнаковой досталась в нем роль Бабы Яги.
       В середине 1910-х гг, К.Корнакова обучалась актерскому мастерству в Московской частной драматической школе Николая Осиповича Массалитинова, которую он вел в партнерстве с артистами МХТ  Н.Г. Александровым и Н.А. Подгорным. Позже она работала с К.С. Станиславским  и была одной из любимых его учениц. Очень ценил и любил ее и Михаил Александрович Чехов.
       С 1916 г. Катерина Корнакова становится актрисой Московского Художественного Театра. Ее дебютной работой стала небольшая роль Лиды в спектакле З. Гиппиус «Зеленое кольцо». Но по-настоящему, как актриса, Корнакова заявила о себе ролью Сашенки Ростаневой в спектакле "Село Степанчиково" по Ф. Достоевскому, где ее партнером по сцене был ее учитель Н.О. Массалитинов.
       Среди других  ее театральных работ: Алина в «Балладине» Ю.Словацкого 1920 г;  Катарина в «Укрощении строптивой» 1923 г.  Интересной была ее работа в  спектакле «Любовь – книга золотая»,  по А. Толстому 1924 г., в котором К. Корнакова играла роль княгини Дарьи Дмитриевны Серпуховской. 
       Одной из ее последних работ на сцене МХАТ стала роль Маруси в спектакле «Закат»  по Исааку Бабелю в постановке Бориса Сушкевича, премьера которого состоялась 28 февраля 1928 г.
       Катерина была замужем за актером Алексеем Диким (1889-1955) - будущим Народным артистом СССР, дважды лауреатом Сталинских премий, исполнителем ролей Сталина и Нахимова.  Но семейная жизнь у них не сложилась.
       В 1924 г. Катерина познакомилась с Борисом Юльевичем Бринером, который приехал в Москву из Владивостока в служебную командировку.  Любовь, вспыхнувшая между ними, была сильной и взаимной. Ради Бориса, Корнакова была готова на все: оставить мужа, сцену, карьеру и уехать с ним хоть на край света.
       В те годы Советская власть не особенно заботилась об институте брака. Для того, что бы оформить развод достаточно было желания одного из супругов, чем и воспользовался Борис Бринер. Не спрашивая согласия своей жены Марии Благовидовой, он оформил развод и вторично женился на Катерине Корнаковой. Вскоре они приехали во Владивосток.
       Но именно Катерина Корнакова, так внезапно разрушившая мир целой семьи, сыграла определяющую роль в судьбе своего пасынка Юлия.  Во время их встречи в Харбине в 1940 г., опытным взглядом МХАТовской актрисы, она разглядела в юноше актерский талант. Она рассказала ему о театре, о МХАТе, о Чехове и Станиславском и дала ему рекомендательное письмо к своему другу Михаилу Чехову, с которым Юлий отправился в Америку навстречу своей невероятной актерской судьбе.
       Катерина Ивановна разделила со свои мужем все трудности его нелегкой жизни концессионера и вместе с ним разделила его жизнь в эмиграции.
       В Харбине она организовала  студию драматического искусства при коммерческом   собрании «Дикс» и поставила несколько спектаклей: «Сверчок на печи», «Ночь перед Рождеством», «За приподнятой завесой», «Вечер памяти А.С. Пушкина».    
       Она не смогла иметь детей, поэтому в декабре 1938 г они удочерили крошечную новорожденную девочку, которую назвали Катей и никогда не говорили ей, что она их приемная дочь.
       В 1945 г. Борис Бринер был арестован и вместе с семьей депортирован в СССР, но благодаря усилиям своего брата Леонида, семья Бринер была обменяна правительством Швейцарии на несколько гражданских советских лиц содержащихся в швейцарских тюрьмах. Для совершения сделки семья Бринер была отправлена в Москву. Катерина Ивановна воспользовалась случаем вновь побывать во МХАТе и приняла участие в похоронах выдающегося актера И. Москвина, которого глубоко уважала.
       После смерти мужа в  июле 1948, Катерина Ивановна Корнакова- Бринер  вместе с дочерью переехала к родственникам в Лондон, где и скончалась от рака 15 августа 1956 г.
Опекуном ее дочери Кати до ее совершеннолетия, стал сын Бориса и пасынок Катерины Ивановны, теперь уже известный голливудский актер, Юл Бриннер. (Дополнительно о жизни Е.Корнаковой вы можете прочитать в статье А.В. Брюханова. «Екатерина Корнакова. Судьба женщины. Судьба артистки». Статья размещена в разделе дополнительных материалов.)



                      Театральные работы Екатерины Корнаковой.

1.   1916 г. «Гибель «Надежды» (Г. Гейерманс). Реж. Р.В. Болеславский. Роль – Ио. Первая студия МХТ.
2.   1916 г. «Зеленое кольцо» (З. Гиппиус). Роль – Лида. Первая студия МХТ.
3.   1917 г.  «Село Степанчиково» (Ф. Достоевский). Реж. К.С. Станиславский. Роль – Сашенька Ростанева. Первая студия МХТ.
4.   1917 г.  «Младость» (Л.Андреев). реж. К. Станиславский. Роль – Васька. Первая студия МХТ.
5.   1917  г. «Двенадцатая ночь или Как вам угодно» (У. Шекспир). Реж.Б.М. Сушкевич. Роль – Мария, прислужница Оливии. Первая студия МХТ.
6.   1920 г.  «Балладина» (Ю. Словацкий). Реж. Р.В. Болеславский. К.С. Станиславский. Роль - Алина.  Первая студия МХТ.
7.   1923 г.  «Укрощение строптивой». Реж. В.С. Смышляев. Роль - Катарина. Первая студия МХТ.
8.   1923 г.  «Герой"  (Дж. Стинг). Реж. А. Дикий. Роль – Сара. Первая студия МХТ.
9.   1925 г.  «Любовь – книга золотая» (А. Толстой). Реж. С.Г. Бирман. Роль – княгиня Дарья Дмитриевна Серпуховская. Первая студия МХТ.
10. 1925 г.  «В 1825 году» (Н.А. Венксерн). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль - Танечка Мерцалова. Второй МХАТ.
11. 1926 г.  «Ефграф, искатель приключений» (А.М. Файко). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Зоська. Второй МХАТ.
12. 1927 г.  «Взятие Бастилии» (Ромен Роллан). Реж. В.С. Смышляев. Роль – Люсиль. Второй МХАТ.
13. 1928 г.  «Закат» (И. Бабель). Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Маруся. Второй МХТ.
14. 1929 г.  « Человек, который смеется» (В. Гюго).  Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Джозиана. Второй МХАТ.
15. 1929 г.  «Бабы» (К. Гольдони). Реж. С.Г. Бирман. С.В. Геацинтова. Л.И. Дейкун. Роль – Катэ, прачка. Второй МХАТ.
16. 1931 г.  «Генеральная репетиция» (Ю. Соболев. В. Подгорный). Реж. И.Н. Берсенин. Роль - Федя. Второй МХАТ.
17. 1931 г.  «Тень Освободителя».  Реж. Б.М. Сушкевич. Роль – Аннинька. Второй МХАТ.

City1

Главная
Все права защищены 2011 г. Все материалы сайта, в том числе фотоматериал, являются собственностью авторов.
Перепечатка материалов возможна, только при наличии предварительного согласования с авторами
материалов и наличии в используемых материалах прямых ссылок на сайт. E-mail: